Михаил Васильевич Ломоносов – наш Русский Гений, человек энциклопедических знаний и широчайшего спектра деятельности. Учёный, историк, поэт, художник, полиглот (знал около десяти языков, в том числе арабский).
Родился на Русском Севере, на берегах Западной Двины, недалеко от Холмогор в Архангельской губернии. Официально считается, что он родился 19 (или 20) ноября 1711 (или 1712) года. Прожил всего 53 года: умер от воспаления лёгких 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге, в своём доме на набережной Мойки.
О его служении Истине, о размахе его деятельности на благо Родины и всего человечества, о великом вкладе в различные науки, в историю, философию, искусство и литературу нужно читать и читать.
Одно только краткое перечисление результатов его Труда займёт много времени.
(Кратко:
http://sitefaktov.ru/index.php/home/578-olomonosove ).
(Подробнее:
http://historical-persons.ru/view_post.php?id=26 ).
О некоторых обстоятельствах его жизни считаю нужным упомянуть особо.
Человек рождается неслучайно в то время и в тех землях, где всё окружение, включая природу и людей, может дать ему особые «дары» для развития его духа – в соответствии с его жизненной задачей. Чтобы выполнить задачу своего воплощения, осуществить всё, что «ему на роду написано», как говорили наши предки, ему надо впитать в первые же годы жизни эти благотворные энергии, которые необходимы для его личного становления.
Чем же отличались в тот период условия Русского Севера от прочих земель России? Я бы ответила: духовной свободой и трудными условиями жизни в северном краю.
«Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в «земские миры». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Груманту, к Новой Земле. На Мурмане — промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги».
В таком священном краю и мог вырасти свободный, сильный, независимый, бесстрашный, честный, щедрый и красивый человек – будущий Светоч России.
В. Г. Белинский писал о Ломоносове: «...на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!"
Пушкин называл его «первым русским университетом»!
Неслучаен и колоссальный интерес Михаила Васильевича к истории Родины, мощь Духа которой он впитал в детские годы непосредственно от Северной Гиперборейской земли.
Ломоносов сетовал, что нет сегодня у народа России «достоверного описания деяний российских», прославляющего великий и древний Русский народ, его богатую историю и культуру: «… затмевается древнего российского народа славное имя», забываются «примеры мужественных поступков и премудрых поведений…».
Ломоносов и сам изучал многочисленные исторические документы, хроники, летописи, и других учёных призывал учредить в России настоящую историческую науку и преподавать её в гимназиях и университетах.
Вот работы самого Ломоносова: «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (1761). Для написания одного только труда «Древняя российская история…» он прочёл около 700 различных исторических документов.
Нам известно, как яро сражался Ломоносов против лжи о «скудной» истории России, лжи, насаждаемой всякими «академическими» иностранцами, желавшими принизить великий Русский народ, лишить его гордости за славу предков. «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели».
В своих предложениях об основании Московского университета и об установлении нового регламента Академии наук Ломоносов уделял особое значение предмету истории и квалифицированным специалистам-историкам. В частности, о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории он писал, что такой историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надёжным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию».
Примечательно, что заслуги Ломоносова в области истории были признаны в Англии, пробудили меньше интереса во Франции и вызвали резкие нападки в Германии. Это вполне объяснимо: Российская Академия наук тогда была гораздо теснее связана с немецкими учеными; в Германии было известно о борьбе Ломоносова с академиками Миллером и – особенно – Шлёцером, защищавшими ложную норманнскую теорию.
Посмотрите, например, наглядный отрывок из фильма «Михайло Ломоносов» (1984-1986):
http://www.youtube.com/watch?v=4GBL4W0LaqQО его подвиге горения во славу Родины свидетельствуют такие слова – и это призыв к нам!
"Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность".