9 сентября - День рождения Льва Николаевича Толстого. Этого великого мыслителя больше знают и любят его за его гениальные художественные произведения. В конце своей жизни он так записал в своем дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными. Я приписываю значение совсем другим своим книгам». Наверное, только другой великий мыслитель и Учитель Владимир Ильич Ленин раскрыл сущность такого уникального явления в жизни Человечества, как Толстой. Статьи, лекции, суждения Ленина о Толстом, как все гениальные творения мысли, открывают новые стороны творчества писателя. В статье «Толстой, как зеркало русской революции» В. И. Ленин пишет: «Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, - это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции». Сам Толстой пишет: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и поэтому всегда будет бороться против просвещения"."Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими». В статье на смерть Толстого, Ленин с горечью говорит о том, что из-за безграмотности основного крестьянского населения «Толстой-художник известен ничтожному меньшинству в России. Чтобы сделать его произведения действительно достоянием всех, нужна борьба против такого общественного строя, который осудил десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот». Уже в 1918 году Ленин сам лично вырабатывал программу издания «Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого», указывая, что «Толстого надо будет восстановить полностью, печатая все, что вычеркнула царская цензура». И было выпущено 90 томов этого уникального академического издания. Это было нелегко, т.к. многие рукописи не были разобраны, а некоторые погребены в дебрях царских архивов. Помимо этого было указание выпустить множество рассказов, статей отдельными изданиями в сотнях тысяч экземпляров для широкого распространения. Сразу же были изданы Декреты о сохранении всех памятных мест, связанных с Л.Н. Толстым, открыт литературный музей Толстого на Пречистенке. А разве не «зеркалом революции» был Толстой в своем публичном «Письме к Синоду» в ответ на его отлучение от церкви и даже появлению такой поистине «христианской» молитвы, просящей его смерти: «Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей...» «То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему. Прежде чем отречься от церкви, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал всё, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения». В конце письма Толстой формулирует свой собственный символ веры: «Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в Учении человека Христа. Я верю, что благо возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять Учение Христа. Я верю, что исполнение этого Учения возможно, легко и радостно. Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь по Учению Христа даёт мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец Жизни. Я верю, что Учение это даёт благо всему человечеству». Праправнук Льва Николаевича Толстого Владимир Ильич Толстой, директор музея «Ясная поляна» считает, что синодальный акт привел к расколу российского общества. «Трещина прошла по телу всего русского, российского народа». Могут сказать, что сейчас это не актуально. Более ста лет прошло. Но борьба продолжается. На обращение В. И. Толстого в 2001 году и С.В. Степашина в 2010 году к Патриарху Русской Православной Церкви пересмотреть решение об отлучении Льва Толстого от Церкви, архимандрит Тихон Шевкунов (литератор, член Совета при Президенте РФ по культуре) пишет: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы как Президент Российского книжного союза – в преддверии 100-летия со дня смерти Л.Н. Толстого – задаете вопрос об отношении Русской Православной Церкви к этому писателю. Поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло, Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений, отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может». Вот уж действительно «Власть тьмы»! И все как в легенде Л.Н. Толстого «Разрушение ада и восстановление его». Какое же здесь «непротивление злу», «юродствующая толстовщина»?! - Вся жизнь Л.Н. Толстого и все 90 томов его произведений - это борьба со злом, прежде всего с невежеством. А его мудрая Любовь – мощнейшее оружие Света. «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таоисты, магометане и другие. Мы все должны найти, каждый в своей вере, то, что общее всем, и отказавшись от исключительного, своего, держаться того, что обще». Эти слова - из того же чистого источника, что и мысль Е.П. Блаватской: «Нет религии выше Истины!» В 1905 году Толстой написал очерк «Будда», который был издан только в 1928-ом, а планировал написать книгу, в которой должно быть 22 главы. Закончу словами Е. И. Рерих о Толстом: «Участь большого духа подвергаться самым тяжким нападкам со стороны сил тёмных, которые так опасаются, что Новый Свет может лишить их привычного их самости уюта и, главное, урезать их значительные доходы. Потому судите сердцем, судите расширенным сознанием. Помнить надо, что "клевета следует за большим человеком, как пыль за всадником". Не могут малые люди охватить горизонт, доступный расширенному сознанию - отсюда и зависть, и злоба их. Толстой - веха на пути человеческой эволюции. Так поклонимся и почтим и этого мученика». С. А.
|