22 апреля - день рождения человека-легенды и великого сердца.
Иван Антонович Ефремов (22 апреля 1908 года, Вырица, Гатчинский район, Ленинградская область — 5 октября 1972 года, Москва).
Иван Ефремов (знаменитый палеонтолог, философ-космист и писатель-фантаст) особое внимание уделял научному поиску законов истинной красоты человека и справедливого общества. Применительно к физической красоте человека Иван Ефремов дал определение красоты как «высшей целесообразности»:
«Я не знаток, я просто врач, но я много думал над вопросами анатомии. Если упростить определение, которое на самом деле гораздо сложнее, как и вообще все в мире, то надо сказать прежде всего, что красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека. Пора отрешиться от идеализма, скрытого и явного, в искусстве и его теории. Пора перевести понятия искусства на общедоступный язык знания и пользоваться научными определениями. Говоря этим общим языком, красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя.
Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты. Но это уже другой вопрос. Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота. Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. Есть и другая красота – это уже личные вкусы каждого. Мне кажется, что вы, художники, больше всего надеетесь именно на эту красоту второго рода, пытаясь выдавать ее, вольно или невольно, за ту подлинную красоту, которая, собственно, и должна быть целью настоящего художника. Тот, кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому, он действительно является собирателем красоты, исполняя самую великую задачу человечества после того, как оно накормлено, одето и вылечено… даже и наравне с этими первыми задачами! Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа, и потому для ее разгадки нужна биологическая основа психологии – психофизиология. («Лезвие бритвы»).
Поскольку личность и жизнь Ивана Антоновича Ефремова настолько богата и безгранична, я предлагаю почитать об этом легендарном человеке побольше, например, на этом сайте:
http://amnesia.pavelbers.com/Zabitie%20imena%20149.htmВот лишь некоторые интересные штрихи к портрету:
- От предков — купцов-староверов — Ефремов унаследовал высокий рост и огромную физическую силу: руками гнул подковы.
- На предложение опубликовать в британском издательстве его неизданные произведения, Иван Ефремов ответил: «С патриотической и моральной стороны, я — русский писатель и пишу на русском языке для русского народа».
- В честь писателя названы малая планета Ефремиана, динозавр Ivantosaurus ensifer (ивантозавр меченосный), минерал «ефремовит», литературная премия на Всероссийском фестивале фантастики «Аэлита».
- Иван Ефремов стал кандидатом наук до получения диплома о высшем образовании и без защиты диссертации. Степень доктора биологических наук присвоена ему в 34 года. А в Союз писателей он был принят без заявления, рекомендаций и прочих формальностей.
- У Ефремова была фотографическая память. В свободные часы во время экспедиций Иван Антонович по памяти начитывал целые книги.
- Об Иване Ефремове сняты документальные фильмы:
1990 год — «Откровение Ивана Ефремова» (режиссёр Н. Гульчук).
2001 год — «Иван Ефремов - Последний коммунист вселенной» (режиссёр В. Мелетин).
2004 год — «Оседлавший дракона» (режиссёр И. Ланина).
2007 год — «Человек Эры Кольца. Иван Ефремов» (режиссёр Д. Чуваев).
И по роману «Туманность Андромеды» - художественный фильм:
1967 год — «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники Железной Звезды» (режиссёр Е. Шерстобитов).
Из письма Ивана Ефремова, написанного жене летом 1972 года незадолго до кончины:
...И уходя, больше всего беспокоюсь о том, что не смог создать тебе даже необходимые, на несколько лет, скажем, десять, запаса денег, словом, ничего. И горько ещё, что не умею я писать как следует, чтоб передать миру всю неувядаемую прелесть твоей души, заботы и добра, которыми ты окружила... последние, болезненные годы моей жизни. Я никогда не чувствовал себя, несмотря на неизлечимую болезнь, ни одиноким, ни больным, так нежно и добро ты обставила мою жизнь... Прости меня, маленькая, это не чувство вины..., а досада на судьбу, которая не дала мне возможности хотя бы собственным творчеством показать тебе всю драгоценность твоей души... Если бы ты только знала, насколько лучше я стал в жизни с тобой, ты бы поняла, что созданием самых лучших своих произведений я обязан только тебе, тому высокому огню души, который ты сумела зажечь и поддерживала его во всех болезнях и невзгодах нашей с тобой жизни...
...В этом же конверте письмо, написанное... давно, во время болезни. Там я прошу тебя о разных способах похорон, но всё это от больного одиночества. В моём теперешнем нормальном состоянии всё это кажется ненужным, остаётся лишь просьба сжечь... рассыпать где-нибудь в степи или в горах, невозделанных, непаханных... а в общем, как сама захочешь...».
Иван Антонович Ефремов умер 5 октября 1972 года в Москве, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.